Часто бывает так, что какой-то симптом — это результат наслоения нескольких образов: похожих ситуаций или состояний, которые случались и с пациентом, и с его родственниками. Мы описали немало таких случаев, и сегодня расскажем вам об ещё одном.
К психологу-интегральщику приходит Вера и жалуется на обострение аллергии, которое случается в деревне мужа: «Я каждое лето езжу в деревню, где живут родители мужа. Саша из-за работы чаще всего остаётся в городе, поэтому отправляет меня одну, чтобы я помогала там по хозяйству. И каждый раз у меня там обостряется аллергия».
Начинают разбираться с чувствами и мыслями, которые появляются в деревне, и оказывается, что Вера испытывает неловкость: «Я боюсь, что сделаю что-то не то или не так. Мне кажется, что я здесь лишняя, никому не нужна и только мешаю». Психолог просит Веру вспомнить момент из прошлого, где она испытывала такие же переживания, и перенестись в этот момент. Вера вспоминает: «Мне лет шесть. Я в комнате с мамой, отчимом и младшим братом, которому около года. Я случайно опрокинула бутылочку брата, которую мама готовила ему перед сном. И теперь она готовит новую бутылочку». «Что ты чувствуешь?» — спрашивает психолог. «Я чувствую и стыд за то, что сделала что-то не то, и одновременно какую-то обиду. Мне хочется провалиться сквозь землю, сбежать. Я чувствую себя неловкой и ненужной».
Затем Вера перемещается в позицию матери: «Я начинаю думать, что Вера мне мешает. С маленьким ребёнком и так тяжело, а старшая добавляет проблем. Я думаю об этом, испытывая раздражение и злость на Веру, но потом мне становится стыдно за свои мысли».
Потом образ сменяется. Вера начинает ощущать себя своей матерью в более молодом возрасте: «Мой муж, отец Веры, погиб. Я вынуждена жить со своей свекровью, пока не найду другого жилья. Свекровь убита горем из-за потери единственного сына. Вера ещё совсем маленькая. И мне постоянно кажется, что мы мешаем Светлане Альбертовне (так зовут свекровь) своим присутствием».
Образ снова сменяется. Вера чувствует себя своей бабушкой: «Я живу с отцом и мачехой. Выполняю по дому всю работу, потому что мачеха получила травму на производстве и ей дали инвалидность. Как бы я ни старалась, она всем недовольна и говорит, что я здесь, в их семье, лишняя. От её слов мне очень обидно, я чувствую злость на мачеху».
В конце сеанса Вера сама подводит итоги: «Получается, когда я в деревне, во мне «просыпаются» и переживания детства, где я делала не то и мешалась, и моей мамы, когда она чувствовала, что я ей мешаю. Тут же присовокупились её более ранние переживания, где она думала, что мешает своей свекрови, и кроме этого чувства моей бабушки, которой мачеха напрямую говорила, что та — лишняя! Да, человеческая психика — штука удивительная!». С началом лета Вера поехала в деревню и оттуда написала психологу-интегральщику, что про аллергию она даже не вспоминала и поняла, что родители супруга на самом-то деле принимают её, как родную.
Человеческая психика и правда удивительна, но вдвойне удивительно то, что все проблемы — решаемы. Было бы только желание самого человека. Чтобы обучиться интегральной психологии и психотерапии, приглашаем вас в 48 учебную группу!