Сегодня в рубрике «Студенческое научное общество» очень личные размышления студентки второго курса Жолобовой Ксении.
«Я тут рассуждаю про зависимость. Это потеря свободы. Если мы зависим от человека, рядом с ним мы теряем волю. Мы становимся его рабом.
Ну а как же зависимость от привычек или веществ, или своего желания нравиться? Это все та же зависимость.
Свобода выбора исчезает, и остается лишь один вариант поведения.
Зависимость от воздуха, еды, воды несет нам жизнь, но если в меру. А если сверх нее, то это иная история.
Здесь важно понимать этот переход, где у меня пропадает свобода и нет никакого выбора. Может, поесть, а может — не поесть. Или состояние, когда тело есть не может, а удовлетворения все нет.
Или про эмоции. Мы в плену эмоций: кричим, понимаем, что сейчас разрушим отношения, что голова уже болит, или будет болеть, а остановиться невозможно.
Буду пытаться разбираться, о чем речь. Мне проще пропускать через себя.
Вот есть я. И есть у меня особенность: моя зависимость. Но я же не всегда зависима. Есть моменты, когда я не ем 24 часа в сутки, не пью алкоголь, не добиваюсь внимания к себе сутки напролёт. Значит, важно какое-то стечение обстоятельств.
Зависимость в какой-то момент помещает меня в плен. Момент, когда я не могу уже остановиться: пить, говорить чушь, давать советы, есть, агрессировать, обесценивать. Всё, я пленена своей зависимостью.
Но что я получаю? Удовольствие! Состояние, где я соединяюсь с ощущениями, дающими счастье.
— Если я кричу, то в этот момент я не сдерживаюсь.
— Если я ублажаю другого, я соединяюсь с собственным образом, который максимально принят другим (привет родителям, одобряющим однобокое поведение).
— Если я пью алкоголь, я разрываю связь с реальностью и могу утопать в своих придумках о себе и мире: стать смелым, юным, бесстрашным, секси-пекси и тд.
— Если я поучаю, то я бог.
— Если я спасаю всех, то я тоже бог, и слабые мне не дают ощущать собственную неполноценность.
Значимость, которую я получаю, моделирует и иные ситуации, и тогда я соединюсь с удовольствием. (Тут уместна поговорка: «Свинья везде грязь найдет», — то есть истеричка найдёт скандалы, жертва — тирана, а алкоголику везде пытаются налить, или ему так кажется, или же у него что ни день, то повод).
Думаю, в нашей психике есть запоминание через ощущения в прошлом, которое потом подкрепляется.
— Если удовольствие от еды, то в момент поглощения еды я чувствую себя счастливой. Смысл поглощения пищи — не голод, а быть в процессе.
— Если я поучаю как жить, то смысл не в том, чтобы изменить жизнь человека, а в моем ощущении правоты.
Хоп — и я в ловушке, где мне сложно отказаться от удовольствия. Я раб поведения или привычки.
Мне надо найти, где мое удовольствие, в чем?
Когда я счастлива, я правильная, идеальная, сильная и смелая девочка и тд. Я соединяюсь с лучшей версией себя.
Когда обстоятельства напоминают состояние, когда было получено удовольствие, то это состояние заполняет всю мою личность.
И превышает ее, и я теряю волю, теряю возможность выбрать.
Когда я выпила в первый раз, то я в этот момент почувствовала беззаботность, выключился мой внутренний критик, я попала в выдуманный мир. Даже если меня потом рвет от отравления, преобладает полученное счастье.
И теперь, идя к цели, я хочу повторять это состояние. Попадая в неприятности, я чувствую неполноценность, и нужна компенсация: чувство счастья. Еда, алкоголь. Снять напряжение. Но я трезвею, эйфория уходит, и выпить надо еще.
Все, моя личность — раб. Теперь главное не я, а бесконечный поиск удовольствия.
Решением вижу честность. Не рассказывать себе сказок из состояния жертвы: они виноваты, меня довели, все твари.
Я раб привычки, когда я не признаю, что эта проблема у меня есть.
Когда я не узнаю ее, я не вижу ее, я не могу ее контролировать, и вся жизнь начинает обслуживать привычку.
Больно и сложно, так как это уже стало смыслом жизни. Жизнь обслуживает привычку, разум потерян.
Первое, что нужно — это намерение разобраться с этим. Нужно разобраться, что со мной происходит.
Мне нравится пить, поглощать сладости, мне нравится возвышаться за счет других, мне нравится угождать, находить слабые места, обесценивать.
Сложно признаться, что я говно, что я обслуживаю неразрешенные качества.
По опыту знаю, что полностью бросить все, резко и сразу — не работает. Наоборот, возникает противостояние.
Так сметается весь опыт, и есть риск попасть в иную зависимость.
Пил — теперь не пьешь, но над всеми этими алкашами возвышаешься.(даже если в мыслях). Или ходишь и всех достаёшь, поучаешь и наставляешь
А может, появляется и агрессия, направленная внутрь. Когда человек, застукивая себя за этим, набрасывается и наказывает себя. (кстати, на этом моменте захотелось добавить и мастурбацию в список зависимостей)
Что, если найти силы отнестись к себе с добротой, любовью и милосердием?
И здесь важны малые шаги: потихоньку, по крупинке доставать себя из этих точек. Замечать, что я вхожу в свой голод. Увидеть: а что я смогу сделать? А я уже делаю это: я напиваюсь, я переедаю, я доминирую, я поучаю. Избавиться от этого навсегда невозможно. Один раз познав, станешь стремиться туда опять и опять. Бывших зависимых людей не бывает.
Спустя время я смогу замечать это чаще и чаще. Сил станет больше и больше. Простое наблюдение. Я внутри привычки, я там, но сделать ничего не могу. Смотрю с любовью на себя и пониманием. Спустя время я смогу менять поведение. Смогу создать другое поведение. Моя Вторая часть наблюдает за Первой, но она не вовлечена, она смотрит с принятием и любовью. Думаю, и мне, и другим людям не хватает отношения к себе с любовью, чтобы выйти из рабства. Зависимости от не-едения, от не-пития спиртного, от не-принятия наркотиков. И это тоже возвышение. Это смена одной зависимости на другую, думаю теперь я. Так как именно эту позицию и занимала.
А если никак не получается смотреть на себя с принятием, со стороны, добро пожаловать в терапию!»