Развод родителей – это всегда травматично для ребёнка. Какого бы возраста он ни был, он испытывает сильнейший стресс, ведь тот маленький мирок, его опора, основа основ: семья – раскалывается надвое. Подросток вследствие этого потрясения может повести себя по-разному, в зависимости от особенностей характера: кто-то может начать употреблять алкоголь, кто-то станет жить ранней половой жизнью, кто-то может связаться с криминалом. А Фрэнк Эбегнейл (его играет Леонардо Ди Каприо) – убегает из дома и становится непревзойдённым аферистом и мошенником.
Фрэнк Эбегнейл – настоящий актёр по натуре. В начале фильма он приходит в новую школу и представляется перед своим классом заменяющим учителем. В течение недели он ведёт уроки, задаёт школьникам домашние задания и даже проводит родительское собрание. Конечно же, этот обман через какое-то время вскрывается, но Фрэнк не чувствует себя виноватым.
После развода родителей Фрэнк кем только не прикидывается: и журналистом, и агентом Секретной службы, и врачом, и адвокатом. Самой длительной и успешной «специальностью» Фрэнка стала «профессия» летчика. Облачённый в форму пилота, Фрэнк летает по всему миру и мастерски подделывает банковские чеки, водя за нос специального агента Карла Хэнрэтти и его команду.
На первый взгляд может показаться, что этот фильм – об успешном мошеннике, у которого «всё схвачено», как будто весь мир у его ног. Однако, за впечатляющими уловками и афёрами главного героя скрывается его личная глубокая трагедия. Он так хочет видеть в своём отце «мышку», которая не сдалась, а «взбила молоко в масло» (эта притча красной нитью проходит через весь фильм). Но Абигнейл-старший буквально раздавлен тем, что от него ушла любимая жена, загружен бесконечными проблемами своего убыточного бизнеса и находится в состоянии депрессии. Фрэнк, заработав на афёрах миллионы долларов, покупает дорогой автомобиль, дарит его отцу и предлагает прокатиться на нём вместе с мамой. «Тогда она обязательно вернётся к тебе», — уверяет он папу. Но матери Фрэнка не нужен ни бывший муж, ни даже сам Фрэнк.
В одной из сцен Фрэнк сидит со своей невестой Брендой и её родителями перед телевизором. И тут Бренда вместе с мамой и папой начинают хором петь какую-то песню. Как же Фрэнку хочется такой же идиллии со своими родителями! Но этого уже не вернуть. И надежда на своё собственное уютное гнёздышко, женитьба с Брендой – также рушится, потому что в момент свадьбы их дом окружает Карл Хэнрэтти вместе с агентами ФБР, и Фрэнк вынужден бежать.
В итоге получается, что по-настоящему сочувствует Фрэнку и пытается ему помочь только его заклятый враг – Карл Хэнрэтти. Уже после ареста и заключения Фрэнка в тюрьму Карл добивается того, чтобы юному мошеннику скостили срок в обмен за работу в ФБР в качестве консультанта по финансовым махинациям. Ведь никто лучше Фрэнка не разбирается в поддельных банковских чеках. Однако же унылая работа в пыльных кабинетах тяготит Фрэнка. Он снова пытается сбежать в облике «пилота». Но Карл находит его в аэропорту и говорит: «Посмотри, за тобой никто не гонится. Ты никому не нужен». Только в этот момент Фрэнк, наконец, принимает реальность такой, какая она есть, перестаёт гнаться за воздушными замками и возвращается к Карлу Хэнрэтти в ФБР.
Иногда цепляться за прошлое, уверять себя, что всё можно вернуть, и строить слишком оптимистичные планы по «переделке» окружающей действительности – это тупиковый путь, ведущий к саморазрушению. Реальность существует по своим законам, которые в большинстве случаев отличаются от наших картинок идеального мира. И тогда позиция мышки, которая взбила молоко в масло и поэтому не утонула – это принять действительность такой, какая она есть, и найти лучшее, оптимальное применение своим способностям.
Если вы хотите обучиться интегральной психологии и психотерапии, приглашаем вас в 48 учебную группу!