Часто замечаю, как клиенты, да и вообще люди вокруг, сталкиваются с одной ошибкой восприятия, которая им весьма мешает и обуславливает их жизнь. Проблема эта — в ограниченном восприятии себя, других и мира. Но здесь хочется сделать упор на восприятие СЕБЯ через понимание своей ИДЕНТИЧНОСТИ.
Как бы вы ответили на вопрос «КТО Я?» и «КАКОЙ Я?»? Сколько граней себя вы можете описать? Все ли вам нравятся, каждую ли вы замечаете? Каждую ли проживаете? Недостаток этого становится заметным, когда человек попадает в состояния страха, тревоги, прокрастинации перед проявлением себя в важной для него идентичности, например, самореализации и работе. Страх быть непризнанным, обесцененным, желание понравиться. И какие бы причины этого ни были в самооценке, в опыте прошлого, влиянии других людей, можно заметить важную особенность: человек делает все «ставки» на одну сферу или идентичность, забывая о других, превращаясь, образно говоря, в неустойчивую «табуретку на одной ноге».
Я только специалист? Моя жизнь и я – это только работа? Между «Я» и работой неосознанно ставится знак «равно», другие грани вообще не в фокусе. Такие грани могут быть как другими сферами, в которых человек проявляется: отношения, дружба, увлечения, семья – так и его опытом прошлого, который мог быть разным, а человек в этом отождествлении себя с какой-то только ОДНОЙ ЧАСТЬЮ вспоминает, например, только плохое. Ведь когда ты сделал ставку на одну идентичность, уровень желания контролировать, увеличить результат и уровень страха возможного провала повышаются в разы. В этот момент человек забывает также о тех гранях, которые он в себе вообще еще НЕ ЗНАЕТ, но которые могли бы проявиться, если бы были в фокусе. Он неосознанно решил, что знает о себе всё, застревая в восприятии «Я – это работа» или «Я – это отношения». Какая-то часть становится ЦЕЛЫМ тождеством, слитым с личностью человека, обобщающим его.
Другой вопрос – где и когда он научился такому восприятию себя и почему в нем застрял? Почему одна часть как-то так сильно выделяется и вытесняет знание и понимание ЦЕЛОГО? Возможно, такие привиты ценности с детства, а может, имеет место компенсация: страшно реализовываться в других идентичностях, и они проседают в жизни человека. Остается одна. Или две. Но это не делает человека более устойчивым. Боясь проиграть в раскрытии этих одной-двух идентичностей, человек проигрывает дважды: отказавшись от восприятия множества частей в пользу одной и получив неудовлетворенность и зависимость от этой единственной идентичности.
Можно сделать ставку на отношения. Но тогда, когда отношения заканчиваются, наступает кризис, отсутствие опор и смысла жизни. Рушится сама личность, опиравшаяся только на идентичность в отношениях.
Можно «поставить» все на самореализацию, работу – привет зависимость от начальника/клиентов, страх перемен в работе, увольнения или устройства на работу.
Можно найти себе хобби и сделать его смыслом жизни, оправдывая свою увлеченность интересом только к этому, хотя, если посмотреть в целом на жизнь, за этим может быть страх профессиональной ответственности и неудовлетворённость в работе, с которой человек ничего не делает, страх отношений, контакта и привязанностей. И пока он занят своим увлечением, у него есть алиби перед самим собой, почему он не выстраивает отношения в своей жизни, не решает другие проблемы. Чтобы долго удерживаться в этом оправдании, планка достигаторства может повыситься, и в какой-то момент можно начать «страдать» от новой проблемы – НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ. Но чтобы не разоблачать корневую проблему, можно продолжать ставить себе высокие планки и цели в этой одной идентичности, пытаясь быть весомым в своих глазах и в глазах окружающих, что он все делает правильно.
Отсутствие равновесия проявляет СИЛЬНЫЙ ПЕРЕКОС в восприятии степени ЗНАЧИМОСТИ и важности какого-то ограниченного набора идентичностей.
Если что-то случается с моей единственно признанной мною идентичностью, с которой я себя всецело отождествляю, то я разрушаюсь как личность, обнуляюсь, меня нет! Ощущение пустоты, тревоги, депрессии и апатии, разрушения фундамента и опор. Если бы это была всего лишь одна из множества идентичностей, согласитесь, степень травмирования в случае неудач могла бы быть в разы ниже. А так — будто теряешь всё. Ведь то, что потерял, и стало ВСЕМ.
Это проявляется и в других вариантах идентичности. Люди отождествляют себя только с какими-то эмоциями, признать которые проще, чем те, которые признаны как «негативные» и вытеснены. Неумение видеть части в контексте целого, склонность к ОБОБЩЕНИЮ и делению всего на «плохо»/«хорошо» проявляется и в этом. Если я – это и есть мой аффект, мой гнев, моя зависть, злость, обида и тд., то это уничтожает меня как личность в моменте ощущения отождествления себя целого с этой идентификацией. Поэтому конечно же «я не злюсь, не обижаюсь!» или «если я и обижаюсь, то это только потому, что меня обидели!».
«Хорошесть» и «плохость» из детского восприятия создают проблему в осознании и принятии этих частей в себе. Или вообще приводят к нежеланию видеть в других их «тень», вытеснив свою, и тут можно застрять в защитном диалоге, где нет места осознанию и перевариванию негатива вообще: «Я хороший/ты хороший=все хорошо». Жизнь в позитиве без «теневых» сторон. Но непринятое, неосознаваемое и непонятое НЕ УПРАВЛЯЕМО ЛИЧНОСТЬЮ, а наоборот – личность находится под властью бессознательного. Это почва для стрессов, травм, кризисов, проекций, зависимостей и даже мистификаций в восприятии.
Но, если я РАЗНЫЙ в своем эмоционально-чувственном наполнении, присвоить себе свою «тень» становится легче. А там, глядишь, в моменты, где надо отстоять себя, нужное качество личности или чувство не потеряется. Не будет отверженным из-за ошибки идентификации. Поэтому у способности видеть РАЗНОЕ как части целого в себе есть большой бонус: принимая разные свои части и идентификации, проще становится принимать других, контактировать с ними, проходить конфликты без опустошения и желания отдалиться от всех, ведь они не = придуманная вами для них идентичность, роль, качество. Они ДРУГИЕ и РАЗНЫЕ. Видеть в другом целое, а не только какую-то тебе известную неприятную или приятную часть — так же важно, как и в себе. Но увидеть эти ошибки идентификации в себе порой сложнее, чем «поймать себя за руку» в навязывании кому-то своих ограниченных представлений о нем. Но часто все упирается в эту способность разобраться с собой, начать с себя. Все пути к взаимодействию с миром ведут в отношение к себе.
А если что-то случается со здоровьем? А у меня нет понимания, какой я, или я — все та же «одноногая табуретка»? Моей идентичностью становится болезнь, и она заполняет целое в моей личности, поглощает мое внимание и создает море проблем с психологической устойчивостью.
Хочется здесь еще сказать важное про психо-ТРАВМЫ. Хоть травма — это не просто какой-то пережитый стресс, но если применить вышеописанную мысль к своим внутренним травмам и переживаниям, то, кажется, и здесь понимание ЦЕЛОГО и ЧАСТЕЙ было бы важно. Почувствовать травму как часть себя, но не отождествлять свою личность с травмой всецело. Влияет ли это на способность пропустить себя в это состояние горя, лишения, отчаяния, без проживания которых часто сложно освободиться от влияния травмы? Не забывать, что травма – это только часть жизни, часть тебя, не наделять ее всемогуществом значимости, способным поглотить всю жизнь и обесценить «живые» и здоровые части личности. Не обесценивайте и не оценивайте свою жизнь только по травматичному опыту! Это сложно, но это очень полезный внутренний маяк, с которым проще не заплутать в дебрях самопознания.
Из-за этого знака «равно» между целым и частью проблема тотального обесценивания, депрессий, создания ложного идеального Я с уходом в манию, паранойю или отстранение… Как думаете, если видеть безграничное количество частей, проявленных и непроявленных, так бы сильно ощущалась депрессия или была бы необходимость прятаться за манией?
Обесценивает ли обида, если это только часть твоих чувств и это не единственный человек, мнение которого важно для тебя? А важно-то оно именно по причине провала в ограниченную ложную идентичность «я не ок»… мне так хочется здесь несколько раз повторить, чтобы услышал тот, кому это может открыть глаза на одну из причин его страданий, сверхчувствительности, страха, прокрастинации, дистанцирования от людей и жизни вообще: «ЭТО ТОЛЬКО ЧАСТЬ ТЕБЯ! Всего лишь ЧАСТЬ! Не растворяйся в ней без остатка, не подчиняй себя этой части, не идентифицируй только по ней, но и НЕ ОТВОРАЧИВАЙСЯ от нее! Даже если она причиняет боль и загоняет во фрустрацию — познай ее, не теряя смысла целого!»
Что делать? Смотреть на себя и ощущать целостным насколько хватает понимания. Расширять это представление о себе. Перестать осознаваться только какой-то одной своей частью. Осознавать и признавать разные оттенки чувств и потребностей, которые есть. Когда человек живет разными гранями, не изолируя себя от важных сфер в жизни, не прячась от проблем, связанных этими сферами, не обманывая себя в том, что ему на самом деле ЦЕННО и в том, какой он, человек ощущает эти свои грани как ЗНАНИЕ О СЕБЕ, как множественные опоры из идентификаций. Есть ЦЕЛОЕ, а есть его ЧАСТИ, осознание количества которых ограничивается парадигмой НЕЗНАНИЯ. Признавать свое НЕЗНАНИЕ себя в полной мере и возможные перемены в потребностях и интересе через знакомство с НОВЫМ. Главное — не подменять «свое» «не своим».
Выкинуть из своего поля зрения какую-то свою идентификацию, чтобы не раниться, — проще простого. А вот работать над ней, над тем, что загоняет в убегание – какие там проблемы, желания, возможности – сложнее. Это целая работа. Но богатство и многогранность жизни в этом и есть: в способности раскрыться с разных сторон в разных возрастах, идентичностях, сферах, ролях, но быть в этом процессе ЦЕЛЫМ. Тогда внутренний мир не рухнет в периоды проживания кризиса и лишений.
Чему я боюсь не соответствовать, не обнаружить в себе и, как следствие, не рассматриваю эти грани в себе, не углубляюсь и даже вытесняю? Какое знание о себе, наоборот, боюсь обнаружить?
На пути познания себя и своих граней может быть много проблем, искушений, обманчивого восприятия, чужого влияния. Могут быть и глубокие причины, почему человек ведет себя как «одноногая табуретка». Возможно есть что-то, что обуславливает важность какой-то конкретной идентификации, например, желание кому-то что-то доказать, быть «не хуже других», быть «хорошим», заслужить право на существование, состоявшись в чем-то… Тогда перекос в сторону одной грани неминуем. Здесь уже будет полезна работа с психологом (не без саморефлексии, конечно).
Еще наша идентичность может ограничиваться искажением понимания способности БЫТЬ, ДЕЛАТЬ и ИМЕТЬ. Перекос может быть в одну какую-то способность, например, «делать». Тогда идентичность будет обусловлена бесконечным деланием чего-либо. Самоценность только в деятельности. Следствием гипертрофирования фокуса на этом может быть много чего: трудоголизм, ранимость к обесцениванию, кризис и депрессия в поиске себя и др… Если перекос в сторону «иметь», то идентичность замкнута на обладании чем-то. Тогда, попадая в лишения, человек снова теряет смысл жизни и опору в себе. А стоит в первую очередь осознать свою БЫТИЙНОСТЬ: есть ли принятие себя, какие представления о своем месте в мире? Среди людей? Чтобы иметь право на «БЫТЬ», мне нужно быть каким-то, или оно есть априори? Может, я его бесконечно отстаиваю, думая, что имею его, или наоборот, погряз в небытийности, и тогда проявлять на таком самоощущении себя способности «делать» и «иметь» становится бесперспективной борьбой, загоняющей в апатию… Это очень интересная тема, которую можно будет как-нибудь развить шире. Но пока думаю завершаться.
Вывод один. Эта сфокусированность на чем-то одном, на этой «табуретке с одной ногой» ложится на все, т.к. становится ВОСПРИЯТИЕМ. Можно начать строить прогнозы «если бы я был таким-то, я был бы счастлив», «если бы у меня было это(1), то было бы и это(2)»…
Начинаем делать выводы о других: «если он такой(1), то он и такой(2)»; и такие же выводы о себе и мире… Выводы о будущем на фоне событий прошлого. Это все та же сфокусированность на части как целом, хотя часть – это только часть… Нужно восстанавливать способность к познанию, неотъемлемой частью которой является ИНТЕРЕС. В интересе я пытаюсь познать целое, видя его части, пытаясь рассмотреть и понять как можно больше. В этом нет представления о табуретке с одной опорой. Опоры как минимум 3 или 4! Но мы не табуретка, и в нас гораздо больше!