Мы продолжаем тему искусственного интеллекта, и сегодня обсудим одну из серий «Чёрного зеркала». Называется она «Я скоро вернусь» (2 сезон, 1 серия).
«Чёрное зеркало» — это британский научно-фантастический сериал-антология, созданный Чарли Брукером. Каждая серия имеет свой отдельный сюжет, никак не связанный с другими. Единственное, что объединяет их – это лейтмотив: влияние информационных технологий на человеческие взаимоотношения и жизнь в целом. Название «Чёрное зеркало» — это отсылка к дисплеям электронных гаджетов, которые есть у каждого человека, в каждом доме. «Если технологии – это наркотики, а они действительно похожи на наркотики, то каковы будут побочные эффекты? Пограничная область между наслаждением и дискомфортом и есть место действия моего сериала», — говорит Чарли Брукер.
В ДТП погибает Эш, молодой человек Марты, с которой они вместе прожили 10 лет. Марта не находит себе места от горя и в конце концов по совету подруги решается воспользоваться одной программой, виртуально воссоздающей разум умерших людей. «Я подпишу тебя на один сайт, ты сможешь поговорить с Эшем… Это не глупый спиритизм, он ведь был фанатом соц.сетей!» — говорит Марте её подруга на поминках Эша. Эта программа анализирует все фразы, все диалоги и монологи, которые покойный когда-либо писал и говорил в соц.сетях, в письмах электронной почты. «Печатай сообщения, словно в чате, и получай ответы, как будто это он. Это – программа, она его имитирует», — объясняет подруга. Поначалу Марта против этой идеи: «Это не заменит». Но вскоре она узнаёт, что беременна. Невозможность сообщить эту новость Эшу добивает её, и она-таки заходит на тот самый сайт и пишет сообщение «виртуальному Эшу». «Ух ты, я скоро стану папой!» — получает Марта в ответ.
Это общение с цифровым «Эшем» затягивает её с головой, как будто заполняет ту чёрную дыру, образовавшуюся после смерти любимого. И вот в какой-то момент «Эш» сообщает, что у них есть очень дорогая экспериментальная разработка: он может обрести физическую форму, точь-в-точь копирующую тело Эша, Марте стоит только оформить и оплатить заказ. Конечно же, она соглашается, и ей доставляют био-куклу: точную копию молодого, красивого Эша – такого, каким он был в свои лучшие годы.
Но с этой физической копией Эша у Марты не ладится: он и ведёт себя не так, и реагирует не так, как Эш – что взять с робота? Однако избавиться от него она так и не решается: «поселяет» куклу у себя на чердаке – об этом мы узнаем в самом конце серии, когда они вместе с подросшей дочкой поднимаются на чердак навестить «Эша».
Цифровая копия никогда не заменит человека. У цифры нет души, нет индивидуальности. Даже если может показаться, что есть.
Всё в той же игре «Сайберпанк 2077» огромная корпорация разработала технологию, позволяющую «оцифровать» личность человека. «Это – путь в вечную жизнь» — заявляют они. Но эта программа, технология, имеет очень говорящее название –«Душегуб». То есть «личность» человека оцифровывается, но душа при этом погибает.
Все эти фантастические сюжеты указывают лишь на одно: идея об умном, но бездушном интеллекте витает в воздухе. Мы, как боги, вылепившие из глины разумных существ, но не способные вдохнуть в них душу, настоящую Жизнь. Может, оно и к лучшему? Ведь, как показывает история, самые великие, масштабные, прогрессивные изобретения в итоге оборачиваются против человека.