Теория внутреннего диалога — одна из двух ведущих теорий в интегральной психологии и психотерапии.
Внутренний диалог замечал каждый из нас в постоянном обращении к самому себе с вопросами, комментариями и в реакциях на них. Этими реакциями являются не только мысли, но и чувства, состояния. Внутренний диалог может быть источником наших переживаний: мы способны сами себя испугать, поставить в тупик, пристыдить и так далее.
Внутренний диалог появляется в результате отождествления с точками зрения других людей в детстве. Психологи заметили у детей в возрасте от трех до пяти лет речь обращенную к себе (эгоцентрическая речь): дети повторяли слова и изображали отношение, которые они видели к себе или к другим. Эгоцентрическая речь контролирует поведение и деятельность ребенка. Затем она переходит во внутренний план психики, становится основой личности, ее поведения и восприятия реальности, а также является фундаментом отношений с людьми.
В более старшем возрасте эгоцентрическая речь проявляется, когда ребенок встречается со сложной ситуацией и задачей. Взрослые люди тоже могут замечать, что в моменты, требующие особых эмоциональных и интеллектуальных усилий, начинают говорить сами с собой вслух. В эти моменты внутренний диалог оказывается в фокусе внимания человека, помогая справиться с трудностями.
Внутренний диалог, переходя в более глубокий план личности в виде внутренней речи (и не только речи), со временем может перестать осознаваться. Намерения человека и причины его поступков становятся непонятными не только для окружающих, но и для него самого в полной мере. Поэтому говорить вслух с самим собой — это вполне терапевтично в сложных жизненных ситуациях.
В своем историческом развитии человек также, по всей видимости, проходил период, когда у него могла отсутствовать способность говорить про себя. На что указывает тот факт, что люди на протяжении нескольких тысячелетий умели читать только вслух. Августин писал о необычной манере чтения городского епископа из Миалана по имени Амвросий: «Когда он читал глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали. Часто, зайдя к нему (доступ был открыт всякому, и не было обычая докладывать о приходящем), я заставал его не иначе как за этим тихим чтением». Чтение про себя упоминают и более ранние источники до III века, но на Западе привычным оно не стало к этому времени.
Древних эта манера могла даже пугать, так как человек во время чтения про себя погружен в себя и ничего не слышит вокруг. Надо сказать так же, как и когда человек становится заложником внутреннего диалога: он как будто перестаёт замечать, что происходит вокруг, «выпадает» из «здесь и сейчас».
Если вы хотите разобраться со своим внутренним диалогом и привести его в состояние баланса, приглашаем к нам в 50-ю учебную группу!