+7 993 024-90-01  WhatsApp  Telegram

Слово пацана. Кровь на асфальте

Наше мнение лучше всего отражает такое рубаи Омара Хайяма:

Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий.
Всем здравомыслящим вино разрешено.

С точки зрения интегральной психологии и психотерапии сериал интересен тем, что показывает этапы взросления как отдельных людей, так и общества в целом.

По нашей возрастной теории, человек в течение жизни проходит через этапы психологического созревания: грудной возраст (с рождения до 10-12 месяцев) детство (с 1 года до 5-6 лет), отрочество (оно же «подростковый возраст» — с 5-6 лет до полового созревания), юность (с полового созревания до 27-28 лет) и так далее. Человек может застрять на каком-то этапе развития и так до конца своих дней на нём и остаться, если он не разовьет соответствующие для конкретного возраста способности.

Человеческое общество проходит через такие же этапы взросления в зависимости от того, людьми какого возраста представлено большинство.

Во времена советского союза мы находились в детском, «детсадовском», возрасте. Нас воспитывали на книжке Маяковского, про «что такое хорошо, а что такое плохо». Прививали коллективные ценности. Говорили, как правильно поступать и что делать. Такая «советская» культура была определена идеологией СССР, начиная с Октябрьской революции, когда большевики (в последствии коммунисты и комсомольцы) установили диктатуру пролетариата, власть рабочих и крестьян, но не всех, а тех, кто был самыми бедными и не имел никакой частной собственности. Причиной бедности были объявлены дворяне, буржуи и помещики, которые жестоко эксплуатировали бедняков. Поэтому были уничтожены, репрессированы и изгнаны из страны все (а это десятки миллионов), кто мог как-то создавать частную собственность и управлять ею (предприниматели, коммерсанты, зажиточные крестьяне, кулаки, середняки, и т.п.). Поэтому на протяжении десятилетий, большинство населения удерживалось на уровне ценностей детского сада, которые заключаются в том, чтобы быть послушными, не идти против коллектива (большинство всегда право), работать и что-то делать не за деньги, а за эмоциональную поддержку (похвалу, грамоту, медаль, орден, отсутствие выговоров, наказаний, осуждений, в том числе уголовных), боязнь выделиться из толпы, проявить свою индивидуальность.

К 70-80-м годам в истории нашей страны наступила кульминация «социалистических» ценностей, период, который как раз показан в сериале «Слово пацана». Это время, которое предшествовало «развалу СССР». Мы считаем, что именно умонастроение этого периода времени привело к развалу Советского Союза. По нашему мнению, главные причины «перестройки» и «распада великой советской империи» имеют психологическое объяснение, а не политическое или экономическое, как это принято считать в среде экспертов.

Итак, что же происходит с героями сериала? Формально, они отбиваются «от рук», «от семьи», от «руководящей и направляющей роли пионерии и комсомола». Они собираются в банды по признакам района, улицы, учебного заведения. Их пытаются удержать «взрослые», воспитатели, родители, милиция, руководители политических организаций. Они не понимают, что же не нравится этим пацанам? Они недоумевают: «Ладно, бежали бы в подворотню, на улицу и в свои подвалы те, у кого родители алкаши или непутевые… Но почему туда же стремятся и выходцы из порядочных, благополучных, обеспеченных семей?! Неужели им не хватает сытой жизни, где есть не только хлеб с колбасой, но даже иностранные джинсы и жвачка?».

Сериал отвечает на этот вопрос: пацаны стремятся уйти от чёрно-белого мышления, которое было присуще советскому времени. Им уже тесно в этих «детсадовских» рамках, где всё разделено на плохое и хорошее, чёрное и белое. Они внутренне повзрослели, они готовы учиться чему-то большему, а им толдычат одно и то же: «Веди себя хорошо, хорошо учись, участвуй в общественной жизни, посещай кружки и секции, не нарушай правила!» Эта родительская инфантильность и беспомощность вызывает у них тошноту и зевоту. Поэтому их тянет во двор, к товарищам, которые выслушивают, делятся своими подростковыми «знаниями и приключениями», где «один за всех и все за одного», где старшие товарищи ведут себя как наставники, строгие, но справедливые. Где учат не бояться, где учат выживать в этом мире. Надеться на себя и свои способности, а не на социальный статус и формальное образование. Да, там есть жестокость. Но эта жестокость содержит в себе истину «выживают сильные», а не чушпаны. Дети выросли, они хотят взрослеть, а общество, государство не может им предложить никакой весомой и достойной альтернативы «пацанству».

Это одна из важных идей сериала. Но это не единственная и не главная идея. Если Вам интересно, то ставьте лайки и мы продолжим свой анализ в следующей статье. А пока предлагаем вам обсудить, что могло бы стать достойной подростковой идеологией, альтернативной «пацанству»?

    Leave A Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Школа "2х2"

    интегральная психология и психотерапия

    Ваша корзина пуста.